Баланс белого цвета
За исключением вышеперечисленных цветовых шумов, алгоритм ликвидации
«эффекта мозаики» справляется с задачей правильной цветопередачи. Однако
существуют обстоятельства, затрудняющие этот процесс.
ПРИМЕЧАНИЕ
Цветовая температура— величина, характеризующая спектральный состав излучения
источника света, измеряется в Кельвинах. Чем меньше цветовая температура,
тем больше красноватых тонов содержится в спектре излучения, для высокой
цветовой температуры характерны синеватые оттенки.
Яркий солнечный свет воспринимается человеком как наиболее естественный.
А вот свет, генерируемый лампами накаливания, более «теплый», то есть
содержит больше красных тонов. В то же время флуоресцентное освещение
отличается избытком синих тонов и поэтому кажется «холодным». В процессе
фотографирования пользователь не замечает отклонений цветовой температуры,
так как подсознательно «подстраивает» свое восприятие под условия съемки.
Однако при просмотре кадров смещение цветов отчетливо проявляется — фотографии,
отснятые внутри помещения, имеют уклон в сторону «теплых» либо «холодных»
тонов (в зависимости от типа освещения).
Для сведения к минимуму этого негативного явления используется процедура
настройки баланса белого цвета.
ПРИМЕЧАНИЕ
Баланс белого — процедура, выполняемая встроенным программным обеспечением
фотоаппарата при создании файла с изображением. Заключается в приведении
цветовой гаммы снимка к наиболее естественному для человеческого зрения
виду.
В профессиональных камерах специальный датчик
определяет среднюю длину волны света, попадающего в объектив (иногда этот
датчик вынесен на переднюю стенку корпуса), и все дальнейшие расчеты цвета
ведутся с учетом этого значения. В любительских камерах
вычисляются средние значения для каждого из основных цветов, затем производится
необходимая корректировка.
В большинстве случаев автоматика камеры справляется с расчетом цветового
баланса изображения. Однако в некоторых случаях требуется определенная
«подсказка» со стороны пользователя. Она заключается в том, что фотограф
предварительно указывает условия съемки, а дальнейшие расчеты цветовой
температуры ведутся с учетом этих данных. Наиболее распространены следующие
предустановленные значения:
- «Солнечно» (Sunny) — съемка на улице в ясный солнечный
день.
- «Облачно» (Cloudy) — съемка на улице при облачной погоде
(уменьшенный уровень ультрафиолетовых лучей по сравнению с предыдущим
пунктом).
- «Лампы накаливания» (Incandescent) — съемка в помещении,
освещение лампами накаливания.
- «Флуоресцентный свет» (Fluorescent) — съемка в помещении,
освещение флуоресцентными лампами.
Альтернативным вариантом, чаще встречаемым в полупрофессиональных и
профессиональных камерах, является указывание цветовой температуры освещения
в Кельвинах, как правило, от 3000 до 7500 К.
Однако при смешанном освещении, например съемке в помещении, освещаемом
одновременно сквозь окна солнечными лучами и с потолка лампами накаливания,
даже предустановленные значения не могут помочь. В таком случае для корректной
цветопередачи некоторые камеры снабжены функцией баланса
белого по эталону. При использовании этой функции пользователь
наводит камеру на эталон белого, в качестве которого может использоваться
обычный лист бумаги, и фиксирует это значение -либо выбором соответствующего
пункта меню, либо нажатием
специально выделенной кнопки камеры. Чаще всего эта функция применяется
при съемке в студии, когда фотограф имеет достаточно времени на подготовку
к фотографированию.
Использование вспышки позволяет выправить цветовую температуру даже
без предустановленных значений цветовой температуры. Более того, при установке
баланса белого по эталону использование вспышки приводит, как правило,
к сильному смещению в область «холодных» тонов.
|