Использование внешней вспышки
Если фотоаппарат оборудован разъемом для подключения внешней вспышки
(«башмаком» или кабельным гнездом), несколько упрощается задача съемки
в помещении и в вечернее время. Здесь возникает закономерный вопрос —
а что лучше, гнездо или «башмак»? С одной стороны, для достаточно компактной
камеры мощная тяжелая вспышка может создать сильный опрокидывающий момент.
При студийной съемке часто приходится прибегать к боковой подсветке, при
которой подключение посредством гнезда удобнее. А для полевой съемки можно
использовать флэш-брекет.
ПРИМЕЧАНИЕ
Флэш-брекет — устройство, предназначенное для подключения внешней вспышки
через кабельное гнездо. Представляет собой кронштейн с «башмаком», кабелем
для гнезда камеры и винтом для крепления к штативному гнезду фотоаппарата.
Разумеется, если камера оборудована ТТL-«башмаком», как Olympus C-2500L
или Canon PowerShot Pro 70, то использование этого разъема просто необходимо.
Что же касается одноконтактного «башмака», то тут предпочтение автора
на стороне синхро-контакта.
Вспышки, подключаемые через одноконтактный разъем (синх-роконтакт или
«башмак»), могут применяться только в ручном и автоматическом режиме.
Однако при выборе вспышки следует отдавать предпочтение моделям с поворотном
головкой, а полностью раскрыть их возможности позволяет только автоматический
режим.
Рис. 10.1. Флэш-брекет
В таком режиме от пользователя требуется указать диафрагму и чувствительность,
идентичные установленным в камере. Разумеется, фотоаппарат должен иметь
возможность управления этими параметрами. В момент нажатия кнопки затвора
на единственный контакт подается управляющий импульс, и вспышка начинает
свечение. Установленный на ней датчик измеряет количество света, отраженного
от объекта съемки, и сообразно указанным диафрагме и чувствительности
в нужный момент прекращает свечение. В зависимости от фирмы-производителя
вспышки описанный алгоритм имеет свои нюансы, однако в основе всех автоматических
режимов лежит именно этот способ.
Поскольку датчик вспышки «смотрит» всегда вперед, то есть туда же, куда
и объектив, он будет улавливать именно то количество света, которое отражается
от объекта, даже если головка вспышки развернута вертикально вверх (при
съемке в помещении с низким потолком). При этом отраженный от потолка
свет обеспечивает
кадрам реалистичность деталей, хорошую лространственную глубину и минимальное
количество бликов.
Разумеется, что далеко не всегда «автомат» гарантирует идеальное освещение.
Самый простой пример — при точечном экспоза-мере или размещении объекта
съемки не в центре кадра датчик вспышки неизбежно будет ошибаться. Поэтому
для сложных условий съемки более предпочтителен TTL-режим, при котором
отключение излучателя обеспечивает автоматика камеры, измеряя свет, проходящий
через объектив. Пользователю нет необходимости указывать на дополнительной
вспышке диафрагму и чувствительность, так как всем процессом управляет
встроенное ПО фотоаппарата.
Основная проблема при использовании TTL-вспышек — отсутствие каких-либо
стандартов на расположение и назначение контактов разъема. Каждый из производителей
поддерживает только свой собственный интерфейс обмена данными между фотоаппаратом
и вспышкой, поэтому вспышку Nikon к камере Canon можно подключить в автоматическом,
но никак не в TTL-режиме. Правда, один из крупнейших производителей вспышек,
немецкий концерн Metz, выпускает к большинству своих вспышек наборы сменных
колодок (SCA adapters), благодаря этому одну и ту же вспышку можно использовать
с камерами разных производителей. Впрочем, в автоматическом режиме вспышки
этой фирмы также ведут себя великолепно.
При фотографировании в вечернее время большинство любительских камер
просто не в состоянии «пробить» темноту на достаточную дистанцию, на это
способны только внешние вспышки. Благодаря большому расстоянию между оптическими
осями излучателя и объектива «красных глаз» в кадре практически не бывает.
Ряд внешних вспышек оснащен ИК-прожектором, предназначенным для подсветки
автофокуса, кроме того, они используют собственные источники питания,
не разряжая аккумуляторов камеры. Однако порой бывают обстоятельства,
ухудшающие совместную эксплуатацию этих устройств с фотоаппаратами.
Во-первых, иногда производители камер и вспышек немного по-разному интерпретируют
экспопараметры, благодаря чему кадры могут получаться «недодержанными»
или «пересвеченными».
Впрочем, для решения этой проблемы необходимо лишь указать скорректированное
значение чувствительности и диафрагмы.
Сложнее обстоит дело при неправильном обсчете баланса белого камерой,
при этом кадры, как правило, становятся заметно «холоднее», чем требуется.
Для борьбы с этим явлением ряд камер снабжается дополнительным режимом
обсчета цветового баланса, который называется «вспышкой» (flash, speedlite).
При его использовании «точка белого» смещается в «теплую» сторону. Если
же такого режима нет, следует подобрать другую вспышку или поэкспериментировать
с установкой светофильтров на объектив фотоаппарата. Нужно заметить, что
в последнем случае возможны сильные искажения натуральных оттенков. |